Античность

Античные писатели


Все античные писатели от A до Z: A B C D E F G H I K L M N O P Q R S T U V Z

 


Варрон, Марк Теренций; Varro, Marcus Terentius, из Реаты, 116–27 гг до н. э., римский ученый и писатель. Родился, по-видимому, в Риме (или в Реате, в стране сабинян); был учеником Луция Элия Стилона и Антиоха Аскалонского, лекции которого слушал в 84–82 гг. до н. э. На общественном поприще дошел до должности претора; республиканские убеждения сблизили его с Помпеем, рядом с которым он в качестве легата принимал участие в войне с пиратами. В 49 г. до н. э. предводительствовал — но без особого успеха — войском Помпея в Испании. Впоследствии он быстро сблизился с Цезарем, тот доверил ему управление греческой и римской публичной библиотекой. В 43 г. до н. э. был включен в проскрипционные списки Антония; благодаря вмешательству Фуфия Калена он избежал смерти, но при этом была опустошена его книжная коллекция. С этого времени он полностью отдался научной работе. О В. рассказывали, что не было вещи, о которой он бы не писал; его наследие было огромным. На основании неполного каталога сочинений В., которым мы обязаны Иерониму, установлено, что В. написал свыше 74 произведений, по меньшей мере в 620 книгах. К ведущим литературным достижениям В. принадлежат Менипповы сатиры (Saturae Menippae) в 150 книгах. По большей части они были созданы в ранний период творчества В., поскольку последние понятные нам аллюзии в сохранившихся фрагментах относятся ко времени борьбы с пиратами. Свое название они получили от формы, которую В. заимствовал у киника Мениппа из Гадары, перемежая прозу поэтическими вставками, искусно написанными самыми разнообразными метрами. Тематика сатир философско-нравственная. Хотя В. в шутку бранит распространившуюся в Риме тягу к излишествам и призывает к простоте былых времен, он нигде не выступает суровым защитником традиций. Почти в каждом фрагменте сатир виден разумный подход человека, убежденного в правильности своих взглядов, который умеет оценить подлинную культуру, вне зависимости от изменений ее внешней формы. Среди других поэтических творений В. следует назвать еще Псевдотрагедии в 6 книгах. Это были, как указывает заглавие, <как будто трагедии> для чтения, не предназначенные для постановки на сцене. В сборнике философско-исторических работ под названием Логисторики, насчитывающем 76 книг, В. затронул множество интересовавших его вопросов, например, воспитание детей, почитание богов, счастье, мир и т.д. Каждая из этих работ имела двучленное название, состоявшее из имени собственного и обозначения темы, например, Марий, или Об изменчивости судьбы (Marius de fortuna). Обозначенное в заглавии историческое лицо позволяло ему связать повествование с историей Рима, что повышало воспитательные достоинства произведения. Особого упоминания среди сочинений В. заслуживает первое иллюстрированное римское произведение под заглавием Седмицы или Портреты (Hebdomades vel de imaginibus) в 15 книгах. Законченное в 39 г до н. э., оно включало 700 портретов знаменитых людей из разных областей человеческой деятельности, например, царей и вождей, политиков, поэтов, прозаиков и т.д. Каждой группе греческих портретов В. противопоставил семь римлян, чтобы доказать равноправное положение римской культуры. Под портретом помещались две краткие биографические справки, поэтическая и прозаическая, не всегда принадлежавшие В. Игра В. с числом семь, о значении которого он писал в кн. I, свидетельствует о его симпатии к неопифагорейству. Специальным проблемам литературы и театра В. посвятил несколько монографий. В сочинении О поэтических произведениях (De poematis) в 3 книгах он рассмотрел поэтику и базовые вопросы литературного творчества; зато произведение О поэтах (De poetis) скорее носило биографический характер. Глубокий анализ текстов комедий, повсеместно считавшихся произведениями Плавта, позволил В. в произведении О комедиях Плавта (De comoediis Plautinis) выделить 21 несомненно аутентичную пьесу. Зарождение и развитие римских театральных зрелищ он описал в трех книгах О началах театра (De scaenicis originibus); В. писал также о театральных масках в сочинении De personis в 3 книгах. В научных исследованиях В. почетное место занимала история. Основным произведением в этой области были Человеческие и божественные древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге. Это была энциклопедическая обработка всей истории римской культуры. Первая часть, описывавшая человеческие древности (кн. I—XXV) была создана в пятидесятые годы, а вторую, посвященную божественным древностям (кн. XXVI—XLI) В. осенью 47 г. до н. э. посвятил Цезарю, который в то время стал во главе коллегии понтификов. Содержание второй части нам известно довольно точно, благодаря сообщениям христианских писателей, в основном Августина; В. исчерпывающе описал, по указаниям стоиков, философскую религию образованных людей, мифологическую религию поэтов и государственную религию, однако, уделяя более внимания культу, чем самим верованиям. Дополнением к его произведению был труд О жизни римского народа (De vita populi Romani) в 4 книгах, в которой В. противопоставил простую жизнь предков распространившейся в его время страсти к излишествам; название напоминает о произведении Дикеарха, ученика Платона. Чтобы доказать равноправие греческой и римской культуры и освободить римлян от обвинений в варварстве, В. в работе О происхождении римского народа (De gente populi Romani) в 4 книгах показал вклад римлян в развитие гречекой культуры. Его любви к прошлому обязаны своим появлением также лингвистические труды В, как например, История алфавита (De antiquitate litterarum) в 2 книгах и О происхождении латинского языка (De origine linguae Latinae) в 3 книгах. Существовали труды В., о давнем споре греческих грамматических школ аномалистов и аналогистов и о правильной разговорной латыни. От всех этих произведений уцелели лишь фрагменты, зато сохранилась часть (кн. V—X) работы О латинском языке (De lingua Latina) в 25 книгах, в которой он использовал выводы своих предшествующих исследований и работы своего учителя Стилона. В этом произведении В. изложил (часто понимая их слишком широко) этимологию, учение о склонении и синтаксис; весь материал был подчинен категориям стоического учения о языке. Первые книги (до кн. IV) были посвящены Публию Септимию, остальные — Цицерону, из переписки которого мы знаем, что посвященые ему книги были закончены еще в июне 45 г. до н. э. Сохранилось и написанное в 37 г. до н. э. произведение О сельском хозяйстве (Res rusticae) в 3 книгах, выдержанное в форме диалога, участники которого носят говорящие имена, связанные с сельской жизнью. Восьмидесятилетний В. обратился здесь к обширной специальной литературе как греческой, так и римской, а прежде всего — к собственному опыту. Свои советы хорошего хозяина он адресует жене Фундании, котторая нажила имущество в стране сабинян. В кн. I он пишет о полевых работах, кн. II посвящает уходу за скотом, в кн. III рассказывает о домашнем птицеводстве, пчеловодстве и разведении рыб. Хотя литературные достоинства произведения чрезвычайно низки, все же большое число собеседников и их меткие шутки оживляют диалог и облегчают чтение. Итоги многолетних научных исследований и богатый опыт долгой жизни В. объединил в Книге опыта (Disciplinarum libri; фр.) в 9 книгах. Это было энциклопедическое произведение, оно охватывало грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию, музыку, медицину и архитектуру. Из этого круга наук на склоне античности были исключены последние две как слишком специализированные, что заложило основы средневековой системы образования (семь свободных искусств — septem artes liberales; см. Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский). В., несомненно, был величайшим римским ученым и оригинальным писателем. Его разносторонность вызывала восхищение современников и снискала ему всеобщее уважение. Произведения В. донесли до потомков сведения о раннеримской культуре, но когда интерес к прошлому снизился, о них очень быстро забыли.



ANTIQUE.YAXY.RU @ 2000-2010

Античность | Античные писатели | Культура античности